full screen background image

Эксперт: Лучшая подготовка к школе для ребенка — это игра

Завтра, 19 сентября, в Южно-Сахалинске открывается второй Международный образовательный форум, где будет представлен ряд технологий развивающего образования дошкольников в игре. Многие из них сегодня успешно работают в некоторых инновационных детских садах страны.

Эксперт: Лучшая подготовка к школе для ребенка - это игра

Как определить, готов ли ребенок к школе? Почему в дошкольном возрасте так важно играть, и как родителям включиться в эту игру? Об этом «Российской газете» рассказала модератор дошкольной секции форума, старший воспитатель детского сада № 32 из Зеленогорска Елена Непомнящая.

Елена Сергеевна, не секрет, что многие мамы и папы не умеют играть с детьми или играют нехотя. Как сделать так, чтобы игра приносила родителям удовольствие?

Елена Непомнящая: Игра — это искусство детской субкультуры. И в каждом возрасте она своя. Главное — «поймать волну». Например, в 2-2,6 года у ребенка обычно проявляются режиссерские способности. Но это не значит, что надо ставить спектакли и раздавать роли! В этой игре ребенок играет один — это он режиссер, который разворачивает игру в небольшом пространстве и играет мелкими игрушками, маленькими коробками, не требуя поддержки взрослого.

Но если ребенку уже три, а он не играет — «не гудит», «не шипит», «не рычит», — спешите: в системе какой-то сбой, и малышу необходимо помочь! Как? Становитесь режиссером сами. Например, разложите коврик — это море, а мыльница — корабль. И вот уже он плывет по морю и собирает на борт пассажиров: кошку, собаку, корову. И вдруг вы услышите, что ребенок рычит и несет из своей коробки забытого тигра, которого тоже надо посадить на корабль! Ура! И побольше позитива. Дети любят, когда их истории заканчиваются хорошо.

В зависимости от возраста ребенок в дошкольном возрасте осваивает разные виды игр — режиссерская, образная, образно-ролевая, сюжетно-ролевая, игра с правилами! Мы будем рассказывать о них на нашем форуме. Более того, покажем, как воспитатели и эксперты профессионально разворачивают и поддерживают детскую игру. Кстати, при желании и родители, и педагоги смогут во всем поучаствовать.

Почему детям в этом возрасте важно играть, а не учиться?

Елена Непомнящая: Все сильные стороны личности ребенка формируются во многом благодаря игре, где он свободен и активен, приобретает свой личный опыт общения, взаимодействуя со сверстниками и взрослыми с разных позиций. Сегодня — принцесса или разбойник, завтра — лиса, а послезавтра — гремучая змея! Да, не пугайтесь, если ребенок хочет быть змеей: дети любят любые образы, и это зависит от настроения и от желания выразить свое внутреннее состояние. Здесь его стихия, он хозяин и фантазер, придумывает и воплощает.

И тут очень важна роль педагога, который внесет в игру процесс познания. Например, чтобы превратиться в змею, надо рассмотреть ее на картинке, узнать о ее особенностях, строении, даже о том, что не все змеи ядовитые. Но помимо знаний и игры ребенок получает важнейший опыт коммуникации и выстраивания отношений со взрослыми и детьми. Невозможно научить общаться, не общаясь, — надо это помнить.

Есть ли смысл в подготовительных курсах, на которые торопятся отдать своих детей перед школой некоторые родители?

Елена Непомнящая: Для дошкольника подготовка к школе — это именно игра. Ребенок легко может освоить и чтение, и умножение, и ориентировку в системе координат, если этого потребуют условия игры. Например, корабль потерял управление, выхода нет — надо переходить на ручное управление, дети называют координаты острова, до которого не дошел корабль. А подскажет универсальный способ применения системы координат взрослый — в роли боцмана, который увлеченно играет вместе с ребенком.

Многие считают, что игра и обучение не могут сосуществовать рядом. Но на самом деле знание питает игру, а игра — подпитывает стремление получать знание.

Но как родителям понять, что ребенок уже готов к школе?

Елена Непомнящая: Сегодня готовность к школе определяется желанием ребенка учиться и важнейшим навыком — «умением учиться», самостоятельно искать способы получения знаний. Например, когда ответ на вопрос ребенок ищет не у взрослого (самый легкий путь), а сначала берет книги, «серфит» в интернете, советуется с друзьями, чтобы найти ответ.

Еще очень важно представить: сможет ли ваш ребенок следовать правилам школьной жизни? Ведь школа — это среда с четкими нормами и правилами. Сможет ли он одеться и собраться сам в школу, сложить учебники в портфель, распределить время на подготовку заданий и личные интересы, выкроить время для общения со сверстниками?

Предметные знания ребенок приобретет в школе, а вот некоторые бытовые навыки приобрести гораздо сложнее, и их время порой стремительно ускользает. Перед школой важно сконцентрироваться не на счете и чтении, а на развитии личностных качеств ребёнка, которому предстоит провести несколько лет жизни в большом коллективе.

В чем ценность дошкольного возраста?

Елена Непомнящая: Для ребенка возможность прожить дошкольное детство в тех видах деятельности, которые присущи именно дошкольному возрасту, и, прежде всего, в игре — своеобразный пропуск в успешную жизнь. Предвижу ряд возражений: мол, дети и так всегда много играют. Увы, современному родителю сегодня необходимо научиться отличать настоящую игру от организованной взрослым деятельности, связанной с манипуляциями игрушками по замыслу взрослого. Почему это важно? Потому что по-другому невозможно вернуть игру ребенку — я сейчас говорю про развивающую игру. В игре ребенок моделирует реальный мир. Мир, в котором безопасно, где все можно попробовать, и если вдруг что-то не получается, можно всегда «отмотать» назад и вернуться на прежний уровень без вреда для физического и психического здоровья.




Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *