full screen background image

Индивидуальные особенности ученика стали важнее при онлайн-обучении

Дети, родившиеся в технологическую эпоху, имеют «другой» мозг, и учить их нужно по-новому. В этом уверена директор Института когнитивных исследований СПбГУ доктор биологических наук Татьяна Черниговская.

Индивидуальные особенности ученика стали важнее при онлайн-обучении

— У нас в голове — сложнейшая нейронная сеть, с которой может сравниться разве что вселенная. Только представьте: квадриллион синаптических соединений, более 1000 видов нейронов, — рассказала Татьяна Черниговская на онлайн-конференции «Цифровое образование — новая реальность» департамента образования и науки Москвы. — Эта нейронная сеть развивается все время, причем под мощным влиянием социума.

А общество, по словам ученого, меняется с невероятной скоростью. Современный ребенок живет в мире сверхбыстрых гиперсетей: интернет вещей, искусственный интеллект, нейрохакинг и гаджеты, которые знают о нас все. Тысячи контактов в телефоне и соцсетях. Информации вокруг так много, что становится невероятно сложно отличить реальность от подделки и фейков. Как в этих условиях учить ребенка?

— Сергей Петрович Капица, с которым я имела счастье много общаться, говорил: нам нужно образование «понимания», а не «запоминания», — замечает Татьяна Черниговская. — Но есть здесь и опасность: мы ведь не хотим вырастить детей, которые вообще ничего не знают, но зато у них в кармане — всегда доступный «окей, Гугл?». Важно учить ребенка верифицировать информацию, противостоять стрессу и быть готовым к тому, что мир меняется все время. Когда началось дистанционное образование, сразу посыпались многочисленные жалобы от родителей на то, как много времени дети проводят за компьютером. Но после онлайн-уроков ребенок где будет? Думаете, на лужайке? Нет, он будет сидеть в соцсетях. И что вы с этим сделаете? Образование XXI века — это новый мир. И мы в него уже попали. Это факт, нравится он нам или нет.

По ее словам, сейчас очень много сказок и фейков о цифровом образовании. А надежной информации о том, что вредно, а что полезно, и самое главное — в каких «дозах», — этого сегодня нет, потому что еще нет исследований, которые бы длились много лет. Но зато научно доказано: в рамках одного класса разница в скорости усвоения материала у учеников может быть в 10 раз. И это вовсе не значит, что одни дети глупые, а другие гении. Просто индивидуальные особенности очень важны. В том числе и при онлайн-обучении. Об этом, кстати, говорил и научный руководитель лаборатории нейронаук и поведения человека Сбера Андрей Курпатов.

Исчезает традиционный учительский «поводок»: «выйди за дверь, не сдашь ЕГЭ»

— Что важно? Мозг человека формируется до 25 лет, — рассказал Андрей Курпатов. У ребенка, когда он взаимодействует с миром, формируются базовые нейронные сети, которые будут отвечать за концентрацию внимания, за способность к целенаправленной деятельности, за мышление, социальные отношения, умение работать в команде, принимать решение и расставлять приоритеты… И все это должно формироваться в офлайне, в процессе живого общения с родителями, друзьями, учителями.

По словам Курпатова, сегодня более 40 процентов детей в возрасте до 10 лет практически постоянно находятся в онлайне. Но если отпустить маленького ребенка в свободное «цифровое потребление», он будет выбирать и смотреть самые примитивные и даже вредные для мозга развлекающие ролики. Поэтому контент действительно очень важен. Онлайн-обучение может быть и интересным, и полезным. Но нужно учитывать возраст ребенка, четко понимать: что можно дать в «цифре», а что нет.

— Мы проводили исследования среди старшеклассников, и они показали: обучение с помощью качественных онлайн-курсов может дать даже лучший результат, чем офлайн-уроки. Но при условии, что в онлайне сочетается и объяснение материала, и увлекающий игровой момент, и проверка знаний, — говорит доктор Курпатов. — У детей меняется восприятие. И то, что было интересно нам, уже не будет воздействовать на ребенка из современного общества. Ученым, методистам, педагогам предстоит большая работа — подготовить контент так, чтобы обучение действительно стало эффективным.

— Во время дистанционного обучения исчезает традиционный учительский «поводок»: «выйди за дверь, не сдашь ЕГЭ». Главная задача сегодня — новый педагогический дизайн, каким он будет? Как сделать так, чтобы дистанционное образование не копировало традиционное? — рассуждает директор московской школы 548, народный учитель России Ефим Рачевский. — Выигрывает тот учитель, который этот процесс очеловечивает.




Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *