full screen background image

Ректоры предложили меры по развитию высшего образования в пандемию

Ведущие вузы России — всего 13 университетов — предложили меры поддержки и развития высшего образования в период пандемии. Большой аналитический доклад был представлен в пятницу на заседании Общественного совета Минобрнауки при участии главы ведомства Валерия Фалькова.

Ректоры предложили меры по развитию высшего образования в пандемию

Отметим, что это уже вторая большая работа экспертов, среди которых ректоры ВШЭ, РАНХиГС, ТГУ, ДВФУ, СПбГУ и других вузов. Первый доклад был представлен в июле, когда только закончился уникальный для российского высшего образования сезон тотального дистанционного обучения. Резюме: вузы стресс-тест прошли. Теперь перед ними стоит другая, не менее сложная задача.

— Пандемия стала вызовом для системы высшего образования. Нам было важно понять, с какими проблемами столкнулись университеты в период удаленной работы и как им работать в изменившихся условиях. Приобретенный опыт дал стимул к дальнейшему развитию российской высшей школы, в том числе университетской цифровой среды, — отметил министр Валерий Фальков.

В новом докладе — новые меры.

— За анализом должен следовать план действий, которые помогут системе образования адаптироваться в новых условиях: впитать лучшие практики и избавиться от того, что мешает развитию, — подчеркнул один из авторов доклада, ректор ТГУ Эдуард Галажинский.

Ясно, что основной вектор развития — это цифровые технологии и все, что поможет вузам и студентам гармонично существовать в новой цифровой реальности.

Какие предложения?

— Внести изменения в ежегодный план приема по квотам (перераспределение цифр приема по странам, незатронутым коронавирусом);

— создание системы мониторинга и поддержки преподавателей, активно использующих в учебном процессе цифровые технологии;

— создание национального сервиса тестирования преподавателей на уровень цифровой грамотности;

— развитие межуниверситетских семинаров по обмену опытом и практиками организации онлайн-образования;

— «цифровое волонтерство» для помощи преподавателям старшего поколения;

— новые функции преподавателя: модератор, тьютор, фасилитатор (тот, кто помогает организовать общение в группе — незаменим при массовых видео-конференциях или онлайн-лекциях).

Пересматривается и зона ответственности студента: теперь он все больше сам — «кузнец» своей образовательной траектории. Но не без помощи наставников и тьюторов, которые уже есть во многих вузах. «Внешняя независимая оценка качества образования должна обеспечиваться системой студенческих олимпиад и кейс-чемпионатов, которые развиваются в онлайн-среде», — говорится в докладе.

Акцент на цифровые технологии — это и интерактивные учебные курсы, и возможность использовать в учебных программах одного вуза программы и модули, созданные в других университетах и организациях.

«Обязательным условием для поддержания качества программ и их своевременного обновления должны стать сервисы сбора обратной связи от студентов», — отмечают авторы доклада.

— Многие из представленных мер уже активно реализуются в УрФУ, — прокомментировал ректор Уральского федерального университета Виктор Кокшаров. — Это касается обновления компетенций преподавателей, поддержки студентов, внедрения цифровых технологий в образовательный процесс, повышения доступности качественного образования. Университет также готов включиться в работу по развитию сети вузов. Это позволит нам объединиться и предоставить всем российским студентам самые лучшие программы.




Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *