full screen background image

Родители стали нанимать репетиторов уже в первом классе

Каждый четвертый российский родитель нанимает ребенку репетитора. По оценкам экспертов, рынок частных уроков в России уже давно превысил 100 млрд рублей в год. Натаскивание на олимпиады, экзамены — дело привычное. Но есть и примета нового времени — репетиторство для малышей. По данным Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС, если в 2018 году с репетиторами занимались 2,9% первоклассников, то в 2020-м перед пандемией — уже 7,2%. Во втором классе репетиторы есть у 10,5% ребят, в третьем — у 16,6%, в четвертом — у 16,3%. Еще пару лет назад эти показатели были в полтора раза ниже.

Родители стали нанимать репетиторов уже в первом классе

Возникает вопрос: зачем? Ответ, как правило, стандартный: чтобы ребенок был «конкурентоспособным», чтобы не отстал от программы. А сегодня, когда из-за ситуации с коронавирусом школьников начали отправлять на каникулы, ситуация еще больше накалилась.

С одной стороны, многие ученики после удаленки продолжают заниматься с репетиторами онлайн. Это зачастую доступнее и дешевле, чем встречаться очно. Причем вовсю предлагаются «пакеты»: скажем, английский язык обходится дешевле, если берут сразу еще и русский с математикой. С другой, детям в начальной школе учиться на дистанте все-таки тяжелее, чем подросткам. Но еще до пандемии ситуация была не из легких.

— Прошли новую тему, сделали «домашку», а на следующий день — уже самостоятельная. И так нон-стоп. В голове у детей — полная каша, учитель просто не успевает доступно объяснить материал, — говорит мама двух учеников началки Наталья Гусева. — Поначалу пыталась обойтись без помощников: по пять часов делали домашнее задание. Но потом я сломалась. Наняли педагога. Проблема еще в том, что некоторые формулировки в учебниках даже взрослый с первого раза не поймет: настолько они зубодробительные. Репетитор же переводит задания на «человеческий» язык. Все раскладывает по полочкам.

Многие ученики продолжают заниматься с репетиторами онлайн. Это зачастую доступнее и дешевле, чем очные уроки

Итог? В классе, где учится старший сын Натальи, практически все дети занимаются английским с частным педагогом. Две трети — русским и математикой. И подобная картина характерна для многих школ, особенно сильных, которые работают по интенсивным программам. Из семейного бюджета Натальи долой примерно 20 тысяч рублей каждый месяц.

Как рассказала «РГ» директор ЦЭНО РАНХиГС Татьяна Клячко, все чаще родители нанимают репетиторов именно к концу начальной школы. Причина? После нее начинается разделение — кого-то берут в гимназические классы, кто-то остается в обычных. Типичная практика для крупных городов.

— Даже среди семей, которые оценили свое материальное положение как низкое, 18,2% опрошенных нанимают детям репетиторов, — подчеркивает Татьяна Клячко. — Чем старше становится ребенок, тем чаще это происходит.

Очень популярны сайты-агрегаторы, где можно посмотреть портфолио разных педагогов, почитать реальные отзывы клиентов. «Бюджетная» цена часового занятия по математике или английскому по Москве — примерно 1500-2000 рублей.

— Лучшая реклама — сарафанное радио. К хорошему репетитору очередь из учеников выстраивается на несколько лет вперед, — говорит учитель английского языка с двадцатилетним стажем, эксперт союза «Профессионалы в сфере образовательных инноваций» Анастасия Шулова. — Обращается все больше семей именно с маленькими детьми — это устойчивый тренд.

Эксперт отмечает: причина в том, что та же программа по английскому языку рассчитана на 4-5 занятий в неделю. Именно столько нужно уроков, чтобы освоить все ее элементы. Но реально в начальной школе дают только два часа в неделю. Остальное выносится домой. Прошли новые слова? На следующей неделе ребенок уже должен их хорошо знать — иначе отстанет. Родители встают перед выбором: или заниматься с ребенком самим после работы, или обратиться к репетитору.

Родители стали нанимать репетиторов уже в первом классе

Инфографика «РГ» / Леонид Кулешов / Ксения КолесниковаМежду тем

По данным Avito среди регионов спрос на репетиторов увеличился сильнее всего в Ижевске (+61%), Воронеже (+55%), Омске (+45%). Интерес к подработке репетиторством больше всего вырос в Омске (+59% по отношению к прошлому году), Новосибирске (+49%), а также в Москве и Екатеринбурге (по 46%).

Мнение

Марьяна Безруких, главный научный сотрудник Института возрастной физиологии, профессор, академик РАО:

— Нагрузка на детей в начальной школе и без репетиторов просто запредельная. Фактически младшеклассник имеет 10-часовой рабочий день: пять обычных уроков, два часа внеурочки (которая в большинстве школ превратилась в стандартные аудиторные занятия), кружок или секция, домашние задания. По санитарным нормам во вторых-третьих классах домашняя работа не должна занимать больше полутора часов. Но любой родитель вам скажет, что реально времени на нее уходит гораздо больше.

Ситуация складывается абсолютно нездоровая: ребенок не успевает гулять и двигаться, живет в состоянии постоянного стресса в силу нехватки времени. Все это нарушает его физическое и психическое развитие, негативно влияет на состояние мозга.

Появление репетиторства в начальной школе — это еще и отражение низкой квалификации педагогов. Нужно менять методики преподавания, уходить от зубрежки — самого неэффективного способа обучения. Учителя должны разбивать класс на малые группы, индивидуализировать обучение. А модные сегодня интенсивные программы, которые внедряются в некоторых школах, на самом деле несут очень большие риски. Да, на выходе они могут показать хороший образовательный результат. Но какой ценой? Ценой здоровья детей, работы репетиторов и денег родителей.

В этом году ко всем традиционным проблемам российской школы добавился еще один серьезный блок — последствия удаленки. Мы еще плохо понимаем, какие «потери» в обучении произошли за период карантина. Скажем честно: это был затяжной хронический стресс для детей. Буквально в первую неделю нового учебного года ко мне обратились родители второклашек, у которых так и не сформировался навык письма и чтения. Что произошло? Как правило, первое полугодие в первом классе — это время, когда ребенок «раскачивается». И только во втором полугодии навык письма и чтения закрепляется у него в достаточной степени.

В прошлом учебном году второго полноценного полугодия не было. Как результат — многие ребята-второклассники оказались в отстающих. И дело даже не в том, как было организовано дистанционное обучение в конкретной школе. В любом случае маленьким детям сложно учиться удаленно: способности к самоконтролю у них еще небольшие. Нужна помощь родителей. А они тоже не всегда знают, как и чем помочь.

Так что проблема серьезнейшая, на нее указывают и все наши зарубежные коллеги. По оценкам исследователей, если в третьем классе ребенок не усвоил значительную часть программы, то дальше проблемы будут нарастать как снежный ком. И к 10-му классу это отставание будет составлять уже примерно полтора года.

Стоит ли упущенную программу подтягивать на дополнительных занятиях с репетиторами? А на уроках в школе параллельно проходить новый материал? Это главный вопрос, с которым ко мне обращаются сегодня родители. Отвечаю: однозначно — нет, не стоит. Важно, чтобы именно школьный учитель в рамках обычных уроков помогал ребенку наверстывать упущенное.

Объясню почему. Представьте ситуацию: вы приходите во второй класс, где занятия идут на английском языке. Но при этом никто не учитывает, что язык вы знаете плохо. Можете ли вы получать пятерки по разным предметам, которые преподаются на английском, а параллельно еще и подтягивать этот язык с репетитором? Вряд ли.

Так что в самых сложных случаях, когда у ребенка-второклассника навык письма и чтения не сформирован, семье стоит рассмотреть возможность продублировать первый класс — отправить ребенка в него заново. Я не рекомендую это всем детям. Но для некоторых это будет целесообразно.




Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *