Сколько времени школьники тратят на домашние задания на дистанте? Можно ли сделать всю «домашку» цифровой? Или вовсе отказаться от набившего оскомину подхода: читаем параграф, решаем задачи — сдаем тетради? Эксклюзивные данные представил Институт стратегии развития образования РАО.
— Мы получили срез состояния домашней учебной работы в школах России. Провели массовое анкетирование: в нем более 217 тысяч участников — учителей, учеников и их родителей. Даже и не думали, что откликнется такое огромное количество людей, — рассказала на международной научно-практической конференции «Домашняя учебная работа школьников: пути совершенствования» завлабораторией дидактики и философии образования, доктор педагогических наук Ирина Осмоловская. — Некоторые результаты нас поразили. Например, когда мы спросили учителей, задают ли они школьникам задания на выходные дни и на каникулы, то 42% ответили: «Да, задаем». А вот выполняют задания на выходных и на каникулах 80% учеников! Интересное получилось расхождение. И это при том, что по закону на каникулы задавать «домашку» нельзя. Но многие дети просто не успевают все сделать. Кроме того, у одного школьника несколько учителей преподают разные предметы. Вот и получается, что больше половины учителей на каникулы и выходные не задают, но «работают» на них все равно почти все школьники.
Еще пример: ученые совсем не ожидали получить результат, что 56% педагогов не видят необходимости менять практику домашней работы. То есть они всем довольны. А вот дети и родители — совсем наоборот. Еще до пандемии они жаловались на большой объем заданий на дом. Ситуация усугубилась во время массового перехода на дистант — когда вся школьная работа стала домашней.
— На вопрос, хотели бы вы учить и учиться дистанционно, 97,6% педагогов и 85% учеников ответили отрицательно, — говорит Ирина Осмоловская. — А более 70% родителей заявили, что перегрузка домашними заданиями резко увеличилась.
Такое масштабное и всестороннее исследование «домашки» в 40 регионах России было проведено впервые за всю современную историю. Причем в рамках Государственного задания Министерства просвещения РФ. Ключевые цифры: более 95% учителей российских школ задают «домашку» ежедневно после каждого проведенного ими урока. А две трети — даже после контрольных работ.
У первоклашек домашних заданий быть не должно. Но 88% родителей малышей уверяют: на дом задают, и прилично
— На вопрос: «На что бы вы потратили время, если отменить домашние задания», старшеклассники отвечают однозначно: на подготовку к ЕГЭ. Ребята предлагают ввести персональный подход с учетом выбранных для сдачи ЕГЭ предметов, убрать задания по непрофильным предметам, — делится Ирина Осмоловская. — При этом на выполнение домашних заданий у них уходит до 2 до 7 часов в день. Санитарные нормы по учебной нагрузке нарушены.
Кстати, что говорят СанПиНы? Учебные предметы, требующие больших затрат времени на домашнюю подготовку, не должны группироваться в один день. А у первоклашек домашних заданий вообще быть не должно! На практике в электронном журнале учитель пишет на месте «домашки» прочерк, а в родительский чат для малышей — полный набор. Здесь и задания в рабочих тетрадях, и прописи, и счет, и окружающий мир, и стихи наизусть. 88% родителей первоклашек подтверждают: на дом задают, и прилично.
Психологи уверяют: школьник должен научиться нести ответственность за какое-то дело, планировать свое время. «Домашка» подходит для этого лучше всего.
Но — без перегрузок. По словам Ирины Осмоловской, в некоторых зарубежных странах объем «домашки» в разы меньше российского или ее вовсе нет. Но чаще всего это школы полного дня, когда вся работа идет в классах. Плюс ко всему за рубежом школьные программы совершенно другие.
Совсем отменить «домашку» в России нельзя, но можно ее изменить. Вопрос: как сделать ее интереснее и полезнее?
— Мы спрашивали об этом учителей. Главная мысль в ответах: чтобы изменить домашние задания, необходимо прежде всего внести изменения в учебные программы по предметам, — говорит Ирина Осмоловская.
Учителям банально не хватает часов. Так, на биологию в 5-м классе отводится 1 час в неделю. Параграф учебника по этому предмету состоит примерно из 1,5-2 листов текста, включает около 7 ранее неизвестных школьнику терминов, 3-4 рисунка, вопросы по теме.
— Можно ли за 45 минут проверить прошлую «домашку», объяснить новый материал, да еще выполнить небольшую лабораторную работу? Конечно нет! — считает старший научный сотрудник лаборатории дидактики и философии образования «Института стратегии развития образования РАО» Ирина Ускова.
В итоге в очередную «домашку» уходит чтение параграфа, изучение терминов и определений, ведение разнообразных дневников наблюдений и рабочих тетрадей. И это только биология.
А учитель литературы задает сочинение, обществовед просит подготовить реферат о государственном бюджете, математик — решить задачки с элементами матанализа, историк — подготовить конспект про денежную реформу. И все это надо сделать к завтрашнему дню… Исследование показало самые «популярные» типы домашних заданий в российских школах: чтение параграфа и ответы на вопросы, работа с контурными картами, решение задач и примеров, пересказ, грамматические упражнения, подготовить сообщение, презентацию. Все это работает только на закрепление знаний, уверяют эксперты.
Синекдоха, эпифора, анафора, метонимия, анапест… Слушала, как дочь разбирает «Анчар» Пушкина. Отпало всякое желание его когда-либо перечитывать
Но дети, оказывается, хотят совершенно другого. Их спросили: «Какая домашняя работа вам больше нравится»? В топе учеников 5-9 классов — задания практической направленности, с конкретным результатом.
Так, дома они хотели бы выращивать растения и наблюдать за ними, составлять бизнес-план, определять, как поступить в той или иной ситуации, просматривать научно-популярные фильмы с дальнейшим ответом на вопросы, создать модель собственного дома… Причем выбирая из двух типов заданий — на компьютере или в тетради — примерно 65 процентов ребят выбрали задания «в бумаге».
— Необходимо сместить центр тяжести изучения и отработки материала именно на урок. По некоторым предметам можно вообще отказаться от домашних заданий. На ИЗО — дорисовать картину на уроке, на технологии — доделать поделку и не перекладывать ее на родителей, посмотреть фильм про композитора на уроке музыки, отработать порядок действий при чрезвычайной ситуации на ОБЖ вместе с учителем, — говорит Ирина Ускова. — Домашние задания должны «дружить» со здравым смыслом, не нарушать здоровье школьников.
Также среди идей — интегрировать темы по разным предметам в одно задание, сократить их объем, больше задавать творческих, практических и нестандартных заданий.
95 процентов учителей российских школ задают «домашку» ежедневно после каждого проведенного ими урока
Сами учителя призывают разработать электронное домашнее задание к каждому параграфу в виде тестов или «цифровых» заданий с возможностью моментальной проверки. И — убрать из открытого доступа готовые домашние задания! Проблема списывания стоит очень остро.
Инфографика «РГ»/ Антон Переплетчиков/ Ксения КолесниковаКстати
Еще одна проблема, связанная с «домашкой»: в Сети появились лайфхаки о том, как можно откосить от «домашки» на онлайн-обучении. Этими способами школьники активно делятся в соцсетях. Скажем, многие подростки не любят писать от руки. Так, наши продвинутые дети увидели способ облегчить себе жизнь с помощью «рукописных» компьютерных шрифтов. Модернизацию претерпели и шпаргалки. На онлайн-уроке преподаватель в лучшем случае видит только лицо ученика. Отвечая, школьники могут легко подсмотреть правильный ответ на втором экране.
Мнения
Алихан Динаев, учитель обществознания, руководитель педагогической мастерской ЧГПУ, «Учитель года России-2018»:
— Пока новые идеи не пройдут через сердце и разум учителя, ничего не изменится. Опрос еще раз подтвердил, что мы живем в стране домашних заданий и катастрофически заваленных домашней работой детей. Нет ничего удивительного, что школьники активно списывают ответы из интернета. Конечно, одного урока катастрофически не хватает. И конечно, каждый учитель хочет, чтобы дети полностью освоили программу, лучше знали его предмет. Но пока каждый учитель решает эту проблему самостоятельно, ничего не изменится. Нужна координация на уровне школы и педагогического коллектива. А к этому пока, к сожалению, готовы далеко не все директора и педагоги.Вот мой опыт. В основной школе я практически не задаю домашних заданий, а если и задаю, то это творческие работы с длинным дедлайном. Например, зачем писать реферат («писать» — громко сказано, очевидно, что он будет скачан из интернета с вероятностью в 95% или больше), если вместо этого можно попросить нескольких ребят в группе создать страницу в соцсетях о Петре Первом, М.А. Булгакове или даже теории относительности? Какое творчество ребята могут здесь проявить! Сколько интереса и радости это может у них вызвать! А на странице — видео, фото, картинки, цитаты, мемы, факты, которые дети с удовольствием будут презентовать и делиться со всеми.
Татьяна Суздальницкая, член экспертно-консультативного совета родительской общественности при столичном департаменте образования и науки:
— Моей дочке-третьекласснице задали прочитать небольшой рассказ: волк гонится за козленком, затем падает в болото и погибает. Нужно было письменно ответить, понравился ли рассказ. И почему. Дочка написала: «Рассказ не понравился. Волка жалко». Учитель ей пишет: «Неправильно, рассказ должен был понравиться!» Лучшего способа отбить у ребенка любовь к предмету мне представить сложно.
Зачем нужна «домашка» на зазубривание терминов, которые в обычной жизни никогда не пригодятся? Синекдоха, эпифора, анафора, метонимия, дактиль, амфибрахий, анапест… Я слушала, как дочь-девятиклассница разбирает стихотворение Пушкина «Анчар», и у меня отпало желание его когда-либо перечитывать. К сожалению, наша система образования взяла из советской системы не только все хорошее, но и все плохое. И что-то пора с этим делать. Да, домашние задания нужны по основным и профильным предметам, но не в таком же количестве. Тем более на дистанционном обучении: любая «домашка» после семи онлайн-уроков — просто издевательство.
Чат-бот поможет школьникам с «домашкой» Текст: Ксения Колесникова В московской школе «Интеграл» решили неординарно подойти к вопросу обучения и разработали виртуальный робот — помощник, который «живет» в популярном мессенджере. Он предлагает детям пройти разные интерактивные тесты и квесты по учебным предметам, от информатики до биологии. А еще — узнать о новых профессиях, истории Великой Отечественной войны, прокачать логическое мышление. Кстати, бот выручает и с «домашкой».
Как это работает? Достаешь смартфон, открываешь Telegram — выбираешь Integral bot. Пишешь в чате, допустим, слово «игра», и тебе автоматически выпадает ряд интересных заданий по разным направлениям на выбор. Например, по межпредметным дисциплинам: математике и литературе:
«Герой романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» — Родион Раскольников — забрал у старухи-процентщицы 320 000 рублей, в пересчете на современные деньги так оцениваются указанные в произведении «триста семнадцать рублей серебром и три двугривенных». Его друг Разумихин покупает Раскольникову новую одежду, за которую отдает «ровно девять рублей пятьдесят пять копеек». Посчитайте, сколько рублей заплатил бы Разумихин в 2015 году, если учитывать, что двугривенный равен 20 копейкам». Прямо со смартфона в том же чате пишешь ответ. И так по разным направлениям, включая межпредметные задания, профориентационные и тематические квесты, диагностики и тренажеры.
«Цифровые» задачки, виртуальные тесты и обучающие видео обновляются каждую неделю. Они проходят экспертизу у коллектива опытных учителей, соответствуют школьным стандартам. При этом есть разный уровень сложности для средних и старших классов. Чем больше выполнил образовательных мобильных «активностей» — тем больше игровых баллов заработал и тем в выше поднялся в общешкольном игровом рейтинге. Потратить баллы можно на разовое освобождение от нелюбимой «домашки», причем у любого учителя. Или, к примеру — на призы с символикой школы, гаджеты, билеты в музеи, на мастер-классы и экскурсии. И даже получить сертификат на платные кружки и секции дополнительного образования.
— Поколение Z — это дети глобализации и цифровых технологий. Они много времени проводят в гаджетах. И мы решили, что смартфон можно использовать в образовательных целях, — рассказал Директор ГБОУ Школа «Интеграл» Владимир Лубский. — Дети отвечают на вопросы из разных научных областей, используя свой гаджет, получая бонусы и награды. Такой подход в обучении называется геймификацией, это тренд современного мира. Баллы можно обменять на «иммунитет» от классических домашних заданий. А свое место в рейтинге можно увидеть в таблице лидеров, которая транслируется на экранах в школьных корпусах и в самом боте. Кроме этого, дети могут задать боту вопрос в любое время и оперативно получить ответ.
О чем спросить чат-бота? Например, виртуальный помощник может подсказать расписание занятий, напомнить о важных школьных событиях. Ну и, конечно, предложить разные образовательные «активности». Среди функций есть даже дополненная реальность, когда прямо на экране смартфона появляются техника, города-герои времен Великой Отечественной войны в 3D.
— В этом сезоне в нашем боте появилось много новых возможностей. Совместно с Музеем Победы мы подготовили задания в видеоформате. Все вопросы посвящены Великой Отечественной войне. На каждый вопрос отводится не более 30-40 секунд, после просмотра участник бота вводит свой вариант ответа. Самые активные участники из трех образовательных организаций получили билеты на посещение новой экспозиции «Подвиг народа» Музея Победы, — говорит Владимир Лубский. — Мы использовали дополненную реальность как элемент образовательного пространства школы, разместили «оживающие» иллюстрации в наших коридорах. Ребята, наводя на них свои смартфоны, смогли увидеть, как на экране оживают места сражений, рассмотреть 3D модели боевой техники, познакомиться с героями-фронтовиками и виртуально перенестись в города-герои. По этим элементам дополненной реальности в боте был создан «Квест памяти и славы», который состоит из 25 вопросов, посвященных 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. Есть вопросы о военной технике, орденах, городах-героях.
Кстати, разрабатывают бот вот уже несколько лет подряд сами учителя и «айтишники» — технические специалисты, являющиеся сотрудниками школы. А помогали тестировать и улучшать программу ученики 10-го инженерного класса. В боте есть даже раздел новостей: для детей, учителей или администрации школы. И если раньше в нем были зарегистрированы только учителя и ученики из школы «Интеграл», то сейчас — более 3000 тысяч активных участников из 60 московских школ.
— В период дистанционного обучения бот стал важным инструментом для мотивирования ребят, — говорит Владимир Лубский. — Проведение в нем интеллектуальных турниров позволяет сохранить сплоченность детского коллектива, нестандартные и интересные задания — повысить мотивацию к получению знаний на школьных предметах, ведь эти знания необходимы для прохождения квестов. Сам формат Интеграл Бота позволяет нам делать это дистанционно из любой точки, достаточно иметь с собой мобильное устройство с выходом в интернет. После авторизации ученикам доступны предметные и профориентационные тесты, онлайн-тренажер по функциональной грамотности, симулятор заданий международного исследования PISA, сетевая рейтинговая игра и многое другое. За работу в каждом из этих разделов школьник может получить баллы. А классный руководитель, используя платформу, может отслеживать успехи ребят своего класса, просматривать аналитику и оперативно давать советы каждому ученику.
Мнения
Алексей Петров, ученик 7 класса школы «Интеграл»:
«Вопросы увлекают. Загуглить ответы не получается. Нужно включить голову самому. Я давно мечтал о хорошем пауэрбанке. Не представляете — я его заработал в боте. Отвечал на вопросы, получил баллы — и вот он у меня есть. Сейчас хочу дойти до наушников, но тут надо постараться — я смогу, ведь это интересно».
Рыженкова Анна Александровна, Учитель русского языка и литературы школы «Интеграл»:
«Признаюсь: разработка заданий увлекает не меньше, чем решение. Мы поднимаем справочники, соединяем вопросы из разных областей знаний, при этом сами учимся. Считаю, что игра в боте куда полезнее обычных игр»
Fabulous, what a blog it is! This webpage provides helpful facts to us, keep it up. Kaylyn Field Kung
I am not real good with English but I find this really leisurely to read. Maxy Miner Jephum
If some one wishes expert view about blogging and site-building then i propose him/her to pay a quick visit this webpage, Keep up the fastidious work. Ginger Stern Valerle