full screen background image

Трансформация рынков формирует запрос на непрерывное обновление знаний

Правительство выделило почти 3 миллиарда рублей на переобучение людей, потерявших работу из-за пандемии. Соискатели смогут пройти бесплатное переобучение с возможностью дальнейшего трудоустройства, им будут доступны очные и дистанционные курсы.

Трансформация рынков формирует запрос на непрерывное обновление знаний

Специальный раздел открыт на портале «Работа в России», там можно ознакомиться с программой и ее условиями, а также записаться на обучение (до конца декабря). Все образовательные программы прошли экспертизу. Пройти переобучение могут не только оставшиеся без работы, но и те, кто находится под риском увольнения (например, в компании введен неполный рабочий день, сотрудников отправляют в неоплачиваемые отпуска и т.д.).

— Реализация этих мероприятий позволит поддержать тех граждан, кто оказался в сложной ситуации на рынке труда в связи с коронавирусом. Они смогут бесплатно пройти дополнительное профессиональное обучение и овладеть востребованными навыками для повышения конкурентоспособности на рынке труда, — отметил заместитель руководителя Роструда Денис Васильев.

Даже тех россиян, которые чувствуют себя более или менее уверенно на рабочем месте, пандемия заставляет адаптироваться под изменения на рынке труда. В период самоизоляции 63 процента тех, кто перешел на удаленный режим работы, занимались дополнительным образованием, подсчитали в службе исследований HeadHunter. Самые популярные направления — это курсы повышения квалификации в рамках профессии или горизонтальное расширение профессиональных знаний (например, обучение по смежной профессии), их выбрали 40 процентов. Также пользовались спросом обучающие курсы для личностного развития, краткосрочные курсы по новой профессии, второе образование и пр. Традиционно востребованы языковые курсы и бизнес-образование, обучение менеджменту, развитию бизнеса.

У трети работников, получающих дополнительное образование, нет определенных ожиданий — они «инвестируют в себя» и рассчитывают, что рано или поздно эти инвестиции окупятся. Еще треть благодаря новым навыкам и знаниям надеются увеличить доход.

Большинство сотрудников получают дополнительное образование за свой счет

Овладевать новыми знаниями большинству приходится за свой счет. Как отмечают рекрутеры, сейчас работодатели не готовы направлять сотрудников на переподготовку или курсы повышения квалификации за рамками компаний, потому что обучение — еще одна статья затрат, а в пандемию все расходы стараются оптимизировать. Как показало совместное исследование рекрутинговой компании Hays, компании Skyeng, образовательного портала GeekBrains и «Нетологии», тратить много ресурсов на корпоративное обучение работодатели не готовы — в 44 процентах компаний на него выделяют до 10 процентов HR-бюджета.

Тем не менее даже в кризис сохраняется фокус на развитие штатных сотрудников. Для многих компаний альтернативой курсов, подготовленных сторонними образовательными организациями, становится корпоративное обучение. В крупных корпорациях есть свои корпоративные университеты, в которых разрабатываются обучающие программы для сотрудников.

— Можно выделить несколько трендов в корпоративном обучении, которые продолжались на протяжении нескольких лет и усилились во время пандемии, — рассказала заместитель директора департамента рекрутмента кадровой компании UNITY Ольга Исаева. — Концепция «обучение длиною в жизнь» не теряет своей актуальности. Развитие технологий, устаревание навыков и профессий, трансформации рынков — все это формирует запрос на непрерывное обучение со стороны самих специалистов. Корпоративный мир отвечает на вызовы времени, предлагая сотрудникам постоянное обучение без отрыва от работы.

При этом планы обучения становятся более персонализированными. По словам Ольги Исаевой, компании стремятся проанализировать потребности каждого отдельного сотрудника, определить, насколько развиты hard и soft skills, выявить зоны улучшений и исходя из этого сформировать индивидуальные планы обучения.

— Спросом пользуются программы обучения, связанные с новейшими технологиями,- добавила эксперт. — Запрос на дополнительное образование в области информационных технологий очень высок среди специалистов разных сфер. Те, у кого нет опыта в IT, выбирают направления тестирования или администрирования сетей. Опытные специалисты регулярно повышают квалификацию, изучают новые языки, стеки.

Маркетологи отдают предпочтение курсам SMM, SEO-продвижения. Производственные специалисты проходят переподготовку, необходимую для работы на предприятиях, где внедрены новые технологии, автоматизированы процессы. Непреходящей популярностью пользуются программы, развивающие навыки переговоров и продаж. Это объясняется тем, что продукты меняются и также должны меняться способы их презентации. Сейчас, когда многие компании продолжают работать удаленно, важно грамотно вести онлайн-коммуникации.

В исследовании Hays, Skyeng, GeekBrains и «Нетологии» более 62 процентов компаний называют стратегическое мышление приоритетным навыком для того, чтобы оставаться конкурентоспособными на рынке. «Для работодателей актуальнее всего оказались навыки работы в команде (78 процентов), стратегическое мышление (70 процентов) и два навыка, на которые обратили внимание меньше половины сотрудников, — эмоциональный интеллект и умение расставлять приоритеты», — отмечают авторы.

Две трети компаний считают, что корпоративное обучение помогает устранить слабые места в компетенции сотрудников, почти 70 процентов выделяют его как способ повысить квалификацию, 60 процентов — как способ развивать у сотрудников лидерские качества.

Трансформация рынков формирует запрос на непрерывное обновление знаний

Инфографика «РГ» / Антон Переплетчиков / Евгения Носкова




Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *