full screen background image

В высшем образовании новый тренд — онлайн-магистратуры

Пандемия сегодня диктует правила жизни. Вузы реагируют на перемены, активно внедряя цифровые технологии, предлагая студентам разные форматы. И, кстати, обладают в этой области автономией. То есть могут самостоятельно выбирать, какими технологиями пользоваться в обучении студентов. Тем не менее, большинство университетов «в один голос» говорят: дистанционные форматы не станут заменой аудиторным занятиям. Сейчас это вынужденная мера, но в будущем какие-то учебные «активности» могут остаться в онлайн-формате, так как это удобно и не снижает планку качества.

В высшем образовании новый тренд - онлайн-магистратуры

Например, в Высшей школе экономики успешно работает программа Master of Data Science — первая в России англоязычная магистерская программа, реализуемая полностью онлайн на образовательной платформе Coursera. Здесь готовят специалистов по современному анализу данных (data scientist), разработчиков машинного обучения (machine learning engineer) и будущих исследователей в области data science. А как же практика, спросите вы? Тоже онлайн и вполне успешно: отработка всех полученных навыков происходит на реальных проектах под руководством экспертов из индустрии, например, из таких компаний как «Яндекс», 1С, JetBrains.

Несмотря на то, что программа была запущена меньше года назад, в феврале 2020 года, по ней уже состоялось два набора. Сейчас на программе обучается более 200 студентов, из которых треть — иностранцы. Возрастных рамок нет: учатся и вчерашние бакалавры, и специалисты с большим стажем работы, причем совсем не обязательно владеть профильным бэкграундом. Курс построен так, что за первый семестр студенты получают необходимую базу по математике и программированию для последующего углубления в область data science.

— Главная особенность онлайн-обучения на нашей программе — возможность самостоятельно планировать свой учебный график, то есть учиться в любое удобное время, — рассказали в Вышке. — А еще — учиться из любой точки мира: нужен лишь доступ в интернет. Весь контент курсов размещен на платформе Coursera, коммуникация происходит на форумах курсов, а также через конференции в Zoom и общение в Slack. Это дает возможность найти единомышленников по всему миру. При этом взаимодействие максимально приближено к очным программам: студенты оперативно получают обратную связь от преподавателей, учебного офиса, а также технической поддержки платформы. Проводятся регулярные ежемесячные неформальные онлайн-встречи со студентами.

Для магистров онлайн удобен еще и тем, что легче совмещать учебу с работой — ведь многие из них как правило, уже работают. Нет необходимости физически присутствовать в университете, тратить время на дорогу и подстраиваться под общее расписание.

В МФТИ онлайн-магистратуры тоже востребованы. Например, в Физтех школе прикладной математики и информатики (ФПМИ) есть четыре онлайн-магистратуры по весьма востребованным направлениям: дискретной математике, цифровой экономике, искусственному интеллекту.

— О создании онлайн-курсов мы задумались еще в начале предыдущего десятилетия, естественно это никак не связано с пандемией, — рассказывает директор ФПМИ Андрей Райгородский. — Преимущества онлайн-обучения для студентов уже тогда были очевидны: ребята могут учиться независимо от места проживания и работы, это удобно по времени — лекции записаны и подробно прокомментированы, снабжены заданиями и разборами типовых задач. Есть программы на английском языке. Таким образом, еще в 2016 году мы открыли первую в России и не имеющую аналогов в мире онлайн-магистратуру по комбинаторике и ее приложениям. Сейчас на ней, помимо наших выдающихся профессоров, преподают классики комбинаторики — Янош Пах и Дьюла Катона.

Обучение в онлайн-магистратуре ФПМИ проходит в гибридном формате: каждый студент осваивает курс в удобном ему режиме и при этом участвует в регулярных консультациях с преподавателями. Помимо обязательных предметов, для каждого может быть сформирована дополнительная программа обучения с учетом его личных особенностей и предпочтений. Кроме того, всем студентам доступны курсы МФТИ на Coursera.

В сентябре 2020 года запустил междисциплинарную онлайн-магистратуру Data Science и МИСиС. В партнерах вуза — SkillFactory и Mail.ru Group.

— Спрос на специалистов в области Data Science по данным рекрутинговых компаний последние два года вырос в шесть раз и будет дальше расти, — говорит директор EdCrunch University МИСиС Нурлан Киясов. — В ближайшие годы мы будем наращивать количество новых образовательных программ в онлайн-формате. Цель — подготовить более 1000 специалистов к 2025 году в области больших данных, искусственного интеллекта и других информационных технологий. Наряду с нашими преподавателями к образовательному процессу подключены эксперты из Mail.ru Group, Сбера, Ростелекома, Университета 2035 и других компаний.

Особенность программы в том, что содержание и результаты обучения максимально приближены ожиданиям и экспертизе ведущих ИТ-компаний.

— Благодаря технологиям, используемым в онлайн-обучении университет может выполнять свою функцию в любом месте, где бы не находился человек, — подчеркивает Нурлан Киясов. — Например, Университет Аризоны предлагает более 200 degree-программ (магистратур и бакалавриата) в дополнении к своим очным программам на 30 000 студентов. Кроме того, онлайн-формат доступен в режиме 24/7, поэтому каждый может обучаться в продуктивное для него время суток с возможностью посещать наш кампус. В любом случае, чтобы успевать за графиком учебного плана, студенту нужно посвящать учебе не менее 30 часов в неделю.

Официально

В Минобрнауки «РГ» сообщили, что активное применение электронного обучения является одним из основных направлений развития системы высшего образования в России.

— С целью прорывного научно-технологического и социально-экономического развития страны реализуется федеральный проект «Цифровая образовательная среда», задача которого — создание современной и безопасной цифровой среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней, — пояснили в пресс-службе ведомства. — Актуальность данного направления нашла свое подтверждение и в связи с пандемией. Напомним, весной этого года единственным способом не прерывать процесс обучения стал полный его переход на цифровые платформы.




Одно мнение к “В высшем образовании новый тренд — онлайн-магистратуры

  1. Ярослав

    Неоднократно отмечалось, что зеты намного более амбициозны, чем их предшественники: 60% из них признаются, что хотели бы повлиять на этот мир. Это проявляется и в их отношении к новой информации: пассивному восприятию они предпочитают активное конструирование: по данным Commscope, больше половины подростков создают контент самостоятельно. Это тоже важно учитывать при их обучении: простое чтение учебников, конспекты и однотипные упражнения должны уступить место творческим задачам, где ученики смогут полностью проявить себя. Большое внимание зеты уделяют и онлайн-форматам в образовании. Они привыкли к цифре в любых сферах жизни, и уже сейчас активно пользуются интернетом для выполнения домашних заданий.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *