full screen background image

Выгоранию на работе подвержены 75 процентов учителей

75 процентов учителей выгорают на работе. Таковы результаты масштабного тестирования, которое прошли более 38 тысяч педагогов со всей России в рамках интенсива «Я Учитель» Яндекс.Учебника.

Выгоранию на работе подвержены 75 процентов учителей

По данным экспертов, профессиональное выгорание среди преподавателей даже более распространено, чем среди предпринимателей, хотя бизнес считается более «тяжелой» средой, чем школа. Но в бизнесе состояние выгорания испытывают 50% сотрудников, а среди учителей — все 75%. При этом в острой фазе выгорания находятся 38% педагогов. Чем это грозит школе, кто и как может помочь учителю справиться? Рассказала руководитель направления продвижения Яндекс.Учебника Ирина Савицкая.

Ирина, что такое выгорание?

Ирина Савицкая: Выгорание — это состояние хронического истощения эмоциональных, физических и волевых ресурсов. Человек в этом состоянии испытывает множество негативных переживаний, связанных с работой: изменяется отношение к ученикам, а утро в будний день перестает быть добрым. Выгорание может привести к самым разным последствиям, вплоть до неспособности справляться со своими профессиональными обязанностями ― а это большой риск для любого человека, для учителя тем более. Выгорание ведет не только к заметному ухудшению состояния здоровья и снижению настроения, но и к ошибкам в работе.

Что приводит к такому состоянию?

Ирина Савицкая: Проблема в том, что к выгоранию приводит комплекс факторов, в отличие от стресса, у которого, как правило, одна-две причины, и они — на поверхности. Выгорание — история, когда долгое время на человека влияют внешние и внутренние факторы, порой неочевидные даже для него самого. Для учителей это постоянная избыточная нагрузка, невозможность влиять на решения, которые принимаются в школе, ситуация, когда есть постоянное недоверие и непонимание со стороны родителей. Есть и то, что «давит» изнутри: эмоциональная нестабильность, излишний перфекционизм, напряжение по поводу любых перемен.

Какие факторы, влияющие на выгорание, отмечали учителя?

Ирина Савицкая: На выгорание педагогов сильнее всего влияют недовольство условиями работы, нехватка новых интересных задач и возможностей для изменения в карьере.

Интересно, что недовольство условиями растет со стажем, что, скорее всего, связано с двумя причинами:

1. молодой учитель, начинающий работать в школе, все-таки понимает, куда идет и какие условия работы его ожидают, поэтому сюрприза для него здесь нет. Но с годами усталость от непростых условий накапливается, что приводит к росту неудовлетворенности;

2. учителя с большим стажем за последние 2-3 года столкнулись с необходимостью переходить на электронные журналы, вводить цифровые инструменты в работу и так далее — и этот не самый простой опыт, мне кажется, тоже повлиял на недовольство условиями работы.

Кто и как должен реагировать на ситуацию массового выгорания учителей?

Ирина Савицкая: К сожалению, я не могу сейчас назвать системных решений на уровне страны, которые бы работали на профилактику и снижение выгорания педагогов. Поэтому вся надежда на директоров школ. Что делать? Искать в нормативных документах возможность дополнительной оплаты для учителей. Распределять нагрузку так, чтобы у учителя были все возможности нормально работать и зарабатывать. Чаще приглашать учителей к выступлениям на педсоветах и мероприятиях по обмену опытом: у каждого должна быть возможность себя проявить, транслировать свой опыт в разные школы. Это поможет учителям чувствовать себя успешными и сохранять в школе ситуацию, при которой важны достижения каждого учителя. Важно лишний раз похвалить учителя, рассказать о нём на линейке, повесить на стенд фотографию… Ведь выгорание во многом связано с тем, что учителя не видят результат своей работы, не чувствуют ее значимости. Хорошие директора создают у педагогов ощущение нужности, успешности, значимости.

Как повлияли пандемия и дистанционное образование на состояние учителей?

Ирина Савицкая: Учитель попал в ситуацию крайней неопределенности и стресса. Среднестатистический педагог — человек, который большую часть своей профессиональной жизни провел в образовательных организациях с устоявшимися процессами, с понятными процедурами и инструментами. Пандемия все это одномоментно перечеркнула. И на момент начала пандемии точно не хватало четких инструкций, рекомендаций, просто понятного набора инструментов для работы в новых условиях. При этом весь негатив «сходился» на учителе — ученики, которые нервничают, их родители, требующая отчетов администрация. У педагога в этой ситуации есть и внутреннее напряжение, и внешнее давление. Кроме того, учителя в массе своей — люди возрастные. Для них риск заболеть коронавирусом выше, и переживание за здоровье тоже накладывает отпечаток. Особенно когда речь идет о школах в небольших городах и селах, где ситуация с медициной непростая. Добавьте к этому негатив со стороны родителей, недовольных удаленным обучением: решения о дистанте принимают совсем не учителя, а гнев мам и пап направлен чаще всего именно на них. В итоге все это ведет к колоссальному давлению на учителей. Я знаю как минимум трех неплохих учителей, которые любят свою работу, но готовы искать другую, если в следующем году ситуация не изменится.

Ваши советы учителям, которые понимают, что «на пределе»?

Ирина Савицкая: Первое и самое главное — не испытывать чувство вины по этому поводу. Учителя, как правило, это люди-отличники, для многих это призвание. И когда они понимают, что устали, что им тяжело, винят, в первую очередь, себя. Важно принять проблему и не испытывать чувство вины. Второе: попытаться понять, какие проблемы решаемы, а какие нет. Нужно четко осознать, что в работе вам важнее всего, и, если в профессии этого не хватает, постараться компенсировать это в других сферах жизни. Если вам не хватает амбициозных задач в школе, можно поставить их перед собой в личной жизни — например, решить выучить за год иностранный язык или каждый день обязательно уделять час-два хобби. Чувствуете, что в школе не можете что-то контролировать? Сделайте вне школы то, что зависит только от вас: например, составьте план на выходные и выполните его. Если вам кажется, что на работе администрация и родители ждут от вас слишком многого, важно вне школы делать то, что не требует от вас никаких рамок и условностей. Например, смотреть «видео с котиками». Смешно, но это работает.

Учителя в России — традиционно те, кто работает «вопреки всему» и «несмотря ни на что». Это заложено в нашем менталитете. Но на самом деле для педагога крайне важно также беречь себя, потому что его состояние сказывается на детях. Забота о себе — это, в конечном счете, забота о детях.




Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *